ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910) , граф, русский писатель,
член-корреспондент (1873) , почетный академик (1900) Петербургской АН.
Начиная с автобиографической трилогии “Детство” (1852) , “Отрочество”
(1852-54) , “Юность” (1855-57) , исследование “текучести” внутреннего мира,
моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого.
Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих
закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий
“неправду” сословных отношений, проходят через все его творчество. В
повести “Казаки” (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к
природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея “Война и
мир” (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в
Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все
сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. Исторические события и
личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и
стихия русской народной жизни с ее “роевым” сознанием показаны как
равноценные слагаемые природно- исторического бытия. В романе “Анна
Каренина” (1873-77) — о трагедии женщины во власти разрушительной
“преступной” страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества,
показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.
Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он
противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности,
неуправляемой переменчивости и вещной конкретности (“тайновидец плоти” — Д.
С. Мережковский) . С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее
захваченный идеей нравственного усовершенствования и “опрощения”
(породившей движение “толстовства” ) , Толстой приходит ко все более
непримиримой критике общественного устройства — современных бюрократических
институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви) ,
цивилизации и культуры, всего жизненного уклада “образованных классов” :
роман “Воскресение” (1889-99) , повесть “Крейцерова соната” (1887-89) ,
драмы “Живой труп” (1900, опубликована в 1911) и “Власть тьмы” (1887) .
Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и
нравственного возрождения (повести “Смерть Ивана Ильича” , 1884-86, “Отец
Сергий” , 1890-98, опубликованы в 1912, “Хаджи-Мурат” , 1896-1904,
опубликован в 1912) . Публицистические сочинения морализаторского
характера, в т.ч. “Исповедь” (1879-82) , “В чем моя вера?” (1884) , где
христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь
непротивления злу насилием.